Сборник рассказов ″Перочинный ножик″


Инстинкт самосохранения

Эта история произошла в первый мой год обучения в школе, незадолго до Нового года.
У меня было плохое настроение и напряжённое психологическое состояние. Связано это было с тем, что я столкнулся с трудностями и не мог справиться самостоятельно. Меня это очень огорчило. Я приставал к родителям и требовал внимания... Хотел, чтобы мне помогли. Но в тот момент у родителей были какие-то более важные дела, о которых я не догадывался и даже не подозревал. Мне казалось, что у взрослых нет таких проблем, с какими приходится сталкиваться мне. И не понимал, почему меня игнорируют и не обращают на меня внимание.
Раз мне никто не хочет помочь, значит, никого не интересует моя жизнь, моя судьба. А если это так, то и я никому не нужен. Пусть меня не станет, пусть я умру.
Когда я умру, все сильно огорчатся, что не стало такого хорошего человека, который мог сделать много хорошего: совершать открытия, писать картины, сочинять стихи...Только будет поздно! Вот тогда все поймут, как были неправы. Вспомнят, каким я был хорошим, какой я был талантливый: и картошку мог почистить, и носки постирать, и мусор вынести, и как я рисовал...
Пока все были в комнате, я ушёл на кухню и выбрал нож. Самый большой нож был очень тяжёлым и неудобным, поэтому я взял нож поменьше. Развернул его лезвием в сторону живота и стоял, размышляя о том, как быстро кончилась моя жизнь.
Мне стало очень жалко себя, но повода для того, чтобы передумать и отказаться от затеи покончить с жизнью не было. Я мысленно представил себе, как делаю движение рукой по направлению к животу и нож больно прорезает мою кожу. Я представил себе это так натурально, что испугался. Мне стало страшно причинять себе такую боль, такое страдание.
Я стоял, а слёзы стекали по щекам и капали на пол. Мне стало очень страшно, что моё существование прервётся и настанет полная темнота, и бесконечное отсутствие меня, и всей вселенной. Мне стало ужасно обидно, что не могу причинить себе такого вреда.
Тут пришёл в кухню папа, и увидев меня с ножом в руке, всё понял. Он отложил нож в сторону, приобнял и сказал: " Ты же мужик!"
"Я же мужик!" - стал я сам себя уговаривать (не вслух), и оправдывать инстинкт самосохранения.
В этот раз я понял одну печальную вещь: справляться со своими проблемами и трудностями каждый должен сам. А бежать, прятаться от трудностей и проблем мне не позволит страх перед смертью - инстинкт самосохранения.
Если бы природа не придумала такой инстинкт, человечество давно прекратило бы своё существование. Все сталкиваются с трудностями и, преодолевая их, становятся сильнее и умнее.

Стрижка

Всем известно, что волосы требуют периодического внимания. И когда пришло время постричься, мама выделила из семейного бюджета необходимую сумму и поручила папе сводить меня в парикмахерскую. Самостоятельно туда я ещё не ходил.
Парикмахерская в которую мы обычно ходили работала до 6 вечера. Так получалось, что по разным причинам мы с папой ни как не успевали в парикмахерскую. А волосы продолжали расти и своими кончиками стали залезать в глаза.
Какое-то время я терпел. Затем стал зализывать чёлку в сторону. Но в один прекрасный день решил самостоятельно подравнять чёлку ножницами перед зеркалом. Собираясь в школу, когда дома ни кого не осталось, взял ножницы. Глядя в зеркало, с трудом соображая, что мои движения не совпадают с теми, что я вижу в отражении, отрезал первую прядь. Ножницы оказались не самыми острыми, по этому волосы попадая между лезвиями не срезались, а съезжали. Чтобы догнать убегающую прядь приходилось делать дополнительное движение ножницами. И когда я наконец, срезал часть чёлки - она оказалось кривой. Причём не просто кривой, а настолько, что середина лба оказалась полностью открытой.
Разбираться с деталями новой причёски времени не было. Побежал в школу. В школе естественно все обратили внимание на мой внешний вид, а учитель сделала соответствующую запись в дневнике.
Вечером того же дня папа отвёл меня в парикмахерскую, где мастер долго мучался, чтобы придать моей причёске культурный вид. Однако в результате получилось не очень. Чтобы выровнять общую длину в соответствии с длиной чёлки, пришлось срезать почти все волосы. Выглядел я так, словно ни какие способы борьбы со вшами не привели к желаемому успеху. Или как на малолетнего преступника, отправляемого в колонию.
Чтобы не шокировать прохожих на улице - я ходил в шапке. В школе проблем при общении со сверстниками не возникло. Волосы, как им и положено вскоре отросли.
Когда я вырос и служил в армии, то научился стричь волосы не только сослуживцам, но и самому себе. Только самому себе всё равно неудобно.

Масло.

Интересные фокусы иногда проделывает с нами наша память. Некоторые события запоминаются легко, а некоторые приходится вспоминать с большим трудом.
Дело было во втором классе. Я любил полакомиться сладким. Для этого брал сахар или сахарный песок и поднося к пламени газовой плиты (обжигая при этом свои пальцы) тот таял и капал на её эмалированную поверхность. При этом образовывались блины размером 4-5мм. В зависимости от интенсивности нагрева капли могли быть соломенного или коричневого цвета. После завершения процесса и остывания, расплавленный сахар застывал. Ножом или ложкой я соскабливал продукт расплава и наслаждался рассасывая всё во рту.
В один прекрасный день, прибежав после школьных занятий, устроил себе очередную кулинарную минутку с сахаром. Только в этот раз я решил не обжигать свои пальцы, а расплавить сахар в ложке. Выбрав для эксперимента ложку с отломанной ручкой, я помучался с различными вариантами плавления сахара. В конце эксперимента, дабы не вызвать гнева родителей, я убирался, чтобы не осталось и следа от моей деятельности. Не дождавшись пока остынет ложка, я случайно зацепил ею пластиковую бутылку с подсолнечным маслом. При этом в бутылке образовалась маленькая дырочка - миллиметра 1,5 в диаметре. Этого оказалось достаточно, чтобы масло стало вытекать из бутылки. Уровень масла был значительно выше уровня на котором оказалось злополучное отверстие.
Чтобы ликвидировать проблему я решил, что пластиковую бутылку можно запаять. Для этого я нагрел всё ту же ложку и стал оплавлять края отверстия. Но вместо того, чтобы расплавленному пластику затянуть брешь, отверстие становилось с каждым движением больше и больше.
Огорчившись такому повороту событий, я перевернул бутылку таким образом, чтобы отверстие в бутылке оказалось сверху. А чтобы ни чего не перепачкать положил бутылку на тарелку. После чего посмотрел на часы и побежал делать домашнее задание.
Отвлёкшись на рутинные дела, и раздумывая над тем как буду оправдываться за полученную двойку, я совсем забыл про бутылку с маслом.
Встретив пришедшего после работы папу, я как положено, доложил о двойке, о сделанных уроках, о выполненных домашних обязанностях (в обязанности входило вымыть посуду, вытереть кухонный стол, подмести в квартире пол, вытереть пыль и полить цветы)
Пока папа ужинал на кухне я сидел в комнате, ожидая экзекуции за полученную двойку. Неожиданно в комнату влетел папа и начал на меня сначала кричать, потом уговаривать, а потом честно признаться. При этом пообещал, что наказывать меня не станет. Его распирало любопытство: "что я сделал с маслом?" От неожиданности я не только не сообразил, но и не вспомнил, что повредил бутылку для масла. Я вспомнил, что плавил сахар на газовой плите, о чём со страхом сообщил. За игры с использованием газовой плиты я мог получить хорошую затрещину. А впереди были разборки по поводу двойки. Они как правило заканчивались поркой.
Прошли на кухню. Папа показал мне бутылку масла. Но память моя упорно отказывалась сотрудничать. Папа продолжал уговаривать меня рассказать: "что я сделал с маслом?". С каждой попыткой рассказать о прошедших событиях воспоминания открывали мне небольшой эпизод. И лишь спустя пол часа я вспомнил всё и элементы пазла сложились в цельную картинку.
Когда папа ужинал он заметил, что бутылка масла не стоит как положено и поставил вертикально. А через несколько минут пол бутылки масла оказались разлитыми на столе...
После этого случая я долго удивлялся, что не мог вспомнить события, которые произошли буквально несколько часов назад. Любопытные фокусы иногда проделывает наш мозг, наша память.
А ещё я узнал, что промасленный пластик нельзя проклеить или пропаять. Сначала нужно обезжирить.


Как я убежал из дома.

После зимних каникул второго класса, получив очередную порцию двоек, и соответствующее "воспитание ремнём" я принял решение - уйти из дома. Зачем терпеть побои и унижения?
Все мои рассуждения сводились к тому, что я вполне самостоятельный, и могу сам о себе позаботиться. Жить можно в чердачном помещении пристройки, которая была рядом с домом. Одежда вполне прослужит до конца сезона, а летом можно ходить в лёгкой одежде, которую к тому времени раздобуду. У меня было 2 рубля сэкономленных на обедах. Этих денег должно хватить на месяц, если покупать только хлеб. Вместо воды использовать снег. Чтобы добыть ещё денег можно обойти округу и насобирать мелочь возле газетных киосков...
"Я и один могу прожить, без вас!" - Так я и заявил родителям в прихожей. Не встретив с их стороны сопротивления, я вышел из дома и направился к пристройке. Забравшись на крышу, я решил спрыгнуть на козырёк пристройки. Высота козырька около 4 метров. Запрыгнуть с козырька обратно на крышу у меня не получалось. То ли тяжёлая одежда мешала, то ли страх поскользнуться и свалиться кубарем. Немного подумав, решил слезть с козырька по поддерживающей его колонне. С горем пополам обхватил руками колонну. Скользкие варежки не позволили медленно спуститься и я съехал вниз, сильно ударившись пахом о перила. Боль была настолько сильной, что я присел на четвереньки не в силах выпрямиться.
Пока я корчился от боли подошёл папа. Он видимо, издалека видел, что со мной произошло, или догадался о моей проблеме. Взяв меня под руку, он посоветовал попрыгать в полуприседе, а затем повёл меня домой. Парализованный болью и отчаянием я послушно пошёл с ним.
Дома родители провели со мной беседу, содержание и смысл которой сразу ускользали. Меня больше беспокоила боль между ног и как долго будет продолжаться такой дискомфорт. Не в силах сопротивляться, отстаивать свою точку зрения и упрямиться я сдался, отложив свой побег на более благоприятное время. А чуть позже подумал и решил, что для самостоятельной жизни нужно подготовиться основательно.


И сбежали от грязнули...

Какая не была бы зима, только обувь всё равно требует за собой ухода. Мои сапоги - не исключение. Как не стыдила меня мама, но обычно мои сапоги мыла и ставила сушиться именно она. Я только знал, что сушиться они могут на батарее отопления, среди варежек, носок и ватных штанов. Если на батарее их не было, значит маме было не до них и остались мокрые в прихожей.
В одно прекрасное утро, папа отвёл сестру в детский сад, а сам ушёл на работу. Мама уехала на завод раньше всех. Я позавтракал и стал собираться в школу. Осталось обуться, но сапог не обнаружил ни в прихожей, ни на батарее. Обойдя квартиру заглянул во все мыслимые и немыслимые места: в ванную, на батарею в другой комнате, на кухне... Заглянул даже в банкетку, где обычно лежала обувь не используемая непосредственно.
Время подходило к началу первого урока, а сапоги я так и не нашёл. Мобильных телефонов в то время ещё не было. Да и обычные телефоны были только у льготников.
Несколько раз я просмотрел все места куда могли попасть мои сапоги - бесполезно. Точно помню, что домой вернулся не босой, однако сапог не было. Уже подходит к концу первый урок, а я не знаю что и подумать. Отчаянью моему не было предела! Пропустить школу без уважительной причины - было для меня катастрофой.
Вспомнилась сказка "Федорино горе". Я мог отличить сказку от были, а о феноменах типа полтергейста или параллельных мирах ещё не было слышно. Но дугих логических вариантов у меня не осталось - от меня сбежали сапоги. Если они не сбежали очень далеко, то я увижу их в окно. Подошёл к окну, но и там их не смог увидеть.
В расстроенных чувствах, решил идти в школу в сменной обуви и пустым мешком для сменки (чтобы отвлечь дежурных проверяющих обувь). Сел на банкетку и в последний раз заглянул внутрь. О чудо! Сапоги стоят в дальнем углу спрятавшись за другой обувью.
В школу пришёл ко второму уроку. Учительница на перемене поинтересовалась причиной моего опоздания. На что я честно ответил: " не мог найти сапоги". А на родительском собрании было сказано: "Представляю, какой в квартире порядок, когда ребёнок не может найти свою обувь!"

Перочинный ножик.

Была у меня в четвёртом классе мечта - купить перочинный ножик.
Нужен он мне был не столько в качестве психологического оружия против возможных обидчиков (а обидчиков хватало), сколько для игры. Очень в то время, среди ребят, были популярны игры, в которых использовался нож. А иметь свой - было очень престижно.
Обратиться к родителям с просьбой купить мне такую игрушку я не мог - получил бы отказ.
Первой причиной отказа было бы то, что нож - это опасно. Можно порезаться, или не дай бог ещё кто пострадает. При моём скромном росте и телосложении, вполне резонно было подумать, что нож нужен мне для мести обидчику.
Второй причиной - отсутствие лишних денег. На тот момент нож стоил 1 рубль 20 копеек. Кстати купить его мог без проблем любой желающий. Впрочем, в то время (1983г.) не было ни каких ограничений. Любой школьник мог свободно приобрести сигареты, алкоголь, колюще-режущие предметы, свободно распространяемые в розничной сети. Достаточно было сказать, что покупаешь для папы или дедушки.
И я придумал хитроумный план.
Каждый день мне выдавали деньги для обедов в школьной столовой, и строго наказывали, чтобы я использовал их по назначению. А я экономил, откладывая по 10-20 копеек.
Были среди одноклассников ребята, которые добывали деньги в азартных играх: в "трясучку" или "пристенок". Некоторые пользуясь силой отнимали у тех кто слабее. Оказаться в числе подобных ребят (игроков)я не хотел - родители сильно огорчились бы. Да и в школе к игрокам учителя относились как к преступникам. Когда был накоплен рубль, я приобрёл 3 лотерейных билета, в надежде, что будут среди них и выигрышные. Один билет и правда выиграл 1 рубль. Оставался вопрос как объяснить покупку билета за 30 копеек. Естественно остальные билеты были выброшены.
Решил соврать, что я его нашёл. Придумал историю, о том, что взял в городской библиотеке книжку, и в ней был вложен этот билет.
Так и сделал. Однако родители решили преподнести мне "урок честности" и найти обладателя выигрышного билета. Для чего начали выяснять из какой именно книжки был билет. А затем предложили пойти в библиотеку и по номеру читательского билета выяснить того, кто брал книгу до меня.
Дело дошло до того, что для выяснения "владельца", меня в библиотеку одного не отпустили. Со мной пошёл папа. Пришлось по пути сознаться, что билет я купил на сэкономленные на обедах деньги (про два невыигрышных билета я умолчал).
Рассказал папе, что мечтаю купить складной нож. Предложил на причитающийся выигрышный рубль купить 3 новых билета. При этом подумал, что в случае аналогичного везения в лотерее мне придётся экономить на обедах ещё. Чтобы получить 3 выигрышных билета придётся купить ещё штук 6 - а это ещё 1 рубль 80 копеек.
Однако папа сказал, что тоже однажды пытался выиграть в карты, но проигрался. И подытожил: "Игры на деньги не приведут ни к чему хорошему. А играть с государством вообще бесполезно".
Я снова накопил на 3 лотерейных билета, однако в этот раз мне не повезло - не выиграл ни один. Больше я с государством не играл. А нож купил на сэкономленные на обедах деньги без всяких хитроумных планов. И долго прятал его от родителей, пока не потерял.

Доверчивость

Я закончил 3 класс. У мамы на работе профсоюз купил теплоход и семьям сотрудников по доступной цене организовали 3-х дневную поездку по ближайшей акватории в сторону Углича.
До этой поездки я катался на теплоходе с дедом в пределах акватории Москвы. А это была поездка с ночёвкой в настоящей каюте, в другие города...
Теплоход покачивало на волнах из стороны в сторону, создавая любопытные ощущения для вестибулярного аппарата. Среди пассажиров были и дети других сотрудников. Одна девочка привлекла моё внимание и я всячески пытался перед ней проявить себя и выпендриться...
Во время одной из остановок она подошла ко мне и сказала, что один из мальчишек моего возраста обижает мою сестру. Что я должен наказать его.
Я сразу разыскал этого мальчика. Высказал свои претензии. На что он мне ответил: "не было такого". Не поверив его словам, я провёл на глазах той девочки приём с выворачиванием руки. Вывихнув руку и причинив тем самым не мало страданий оппоненту, я пошёл к сестре успокаивать её. Отыскав сестру, выяснилось, что ни кто её не обижал.
Начались разборки по поводу того, что я обидел мальчика. Я оказался виноват по всем статьям. Мне искренне было жаль того мальчика, который по моей вине вынужден страдать от боли в руке. Всё закончилось извинениями с моей стороны и переживаниями, чтобы у мальчишки всё благополучно зажило.
После этого я всегда выполнял правило - не делать поспешных выводов, какими бы очевидными они не были. Прежде чем сделать выводы, обязательно выслушать все участвующие стороны. А так же опираться на реальные факты, а не на эмоции и манипуляции разных особ.
На следующий день теплоход причалил к берегу, возле которого были две большие горки с песком. При желании можно было прыгать с одной на другую. А при большом желании можно было прыгнуть с палубы. Песок был таким рыхлым, что казалось при достаточной высоте прыжка можно по пояс провалиться в него. Это было бы очень забавно. Но я не мог подпрыгнуть достаточно высоко, по этому решил приземлиться на пятую точку. Позвонки приняли на себя слишком большую нагрузку, а мальчик, которому я вывернул руку, помог мне вернуться на теплоход. Спина у меня болела ещё целый месяц


Велосипед

Я давно мечтал о большом велосипеде с большими колёсами, с багажником и зеркалом заднего вида. Проходя мимо магазина "спорттовары" я с завистью смотрел, как за витриной красовались "Уралы" и "Украины".
Дед был очень аккуратным в отношении денег, однако, пришло время и специально для меня был куплен велосипед "Украина".
Папа обеспечил меня троссиком и замочком, чтобы я мог приковать его на улице, когда возникнет необходимость покинуть седло. Чем я постоянно занимался, отправляясь исследовать дальние районы города.
Радость обладания агрегатом продлилась всего один месяц. За это время я успел врезаться в ограду и слегка погнуть переднее колесо. Прикупил на кровные 3 рубля зеркало заднего вида.
Прогуливаясь возле местного водоёма, я не стал приковывать своего двухколёсного друга, спустив его в овраг и держа его в поле зрения. В этом овраге протекал ручей, где плавала мелкая рыбёшка, которую при сноровке можно поймать голыми руками. Компания рыбаков-подростков завлекала меня вдоль ручья.
Некоторых подростков я знал в лицо и не подозревал, что пока я занят, кто-то из них возьмёт велосипед. Так шаг за шагом я отдалялся от велосипеда, пока наконец он не пропал из виду. Отсутствовал я минуты 2, однако, вернувшись велосипеда уже не обнаружил. Всплеск адреналина заставил бешено колотиться сердце. Отчаяние, чувство потери и вселенской безысходности охватило меня. Попытки по горячим следам найти велосипед. Окрестности были оперативно прочёсаны в радиусе километра, но поиски успехом не увенчались.
Несколько месяцев я приглядывался к проезжающим и припаркованным велосипедам, разглядывая детали, известные только мне, но бесполезно.


«Мультики» в пионерском лагере

Каждое лето родители отправляли меня в пионерский лагерь. Там, несмотря на определённые правила и распорядок, хватало времени и на развлечения и на шалости.
Одним из развлечений были "Мультики" Делались они следующим образом:
Испытуемый ложился на пол и начинал часто-часто глубоко дышать. Примерно минуты две - три. От гипервентиляции начиналось головокружение, что проявлялось роением "мушек" в глазах. Помощники дружно наваливались испытуемому на грудь, так, что он вынужден напрягать мышцы живота и задерживать дыхание. Это приводило к временному обмороку и потерей сознания. Пока испытуемый находился в отключке, помощники с нетерпением ожидали пока он не придёт в чувство. После чего испытуемого начитали мучить расспросами о том что тот помнит о случившемся, и что было пока тот "спал"?
По рассказам каждого, кто принимал участие - полученный опыт весьма любопытен. У большинства были кратковременные провалы памяти. Некоторые вспоминают реалистичные сновидения. Причём иногда рассказывая истории, которые длились несколько минут; в то время как сам опыт длился десяток секунд.
Подобное развлечение, скорее всего, приводило к перенасыщенностью мозга кислородом и микроинсультам. Гибель нервных клеток и приводила к эффектам близким к галюцинациям. Ходили слухи, что подобные забавы приводили к коме, но нам повезло.
(Хорошая статья по этому вопросу была на одном сайте "Гипервентиляция - за и против")

Красный, как рак

Школьные перемены - небольшая отдушина между уроками, особенно в первые годы обучения (2 класс). Первая учительница настаивала на спокойном поведении учеников во время перемен, и в начале урока контролировала это по внешнему виду. Ученик, который бегал на перемене, как правило, часто дышал и был слегка покрасневшим. Застигнутый в таком состоянии ученик подвергался словесному прессингу.
Так случилось, что я оказался в чёрном списке первой учительницы. Причина этого мне неизвестна до сих пор. Я не проявил себя с негативной стороны, чтобы попасть в него. Скорее всего моё пролетарское происхождение и скромные возможности родителей повлияли на это.
Учительница долгое время пыталась уличить меня в том, что я бегаю во время перемен. А я был спокойным и играл с девочками в игры не требующие беготни. Наконец мне надоело, что она пристально рассматривает меня и решил подыграть, чтобы посмотреть на её реакцию. Пока все стояли между партами, ожидая разрешения сесть, я спрятался за впередистоящим учеником и задержав дыхание напрягся. При этом кровь стала подходить к лицу. Лицо покраснело как раз в тот момент, когда учительница решила ещё раз исследовать мой внешний вид. Увидев моё красное лицо, она с небольшой задержкой начала кричать на весь класс, о том, что знала о моём безобразном поведении на переменах, но не могла поймать с поличным.
- Это как же надо было бегать, чтобы быть красным как рак! - кричала она.
При этом сама она начала меняться в лице от ярости и гнева. С каждым словом в мой адрес глаза всё больше округлялись, а на шее и лице стали появляться красные пятна. Меня это очень позабавило, по тому, что не задолго до того как принять такой вид, я сказал однокласснику (который был слегка возбуждён от реальной беготни по коридорам школы) о том, что сейчас что-то будет...
Таким образом я отвлёк на себя внимание учительницы от всех других и подтвердил репутацию, с которой из чёрного списка мне не выбраться.
Шалость удалась.

Молочный зуб

Возвращаясь со школы домой со своим одноклас-сником, я решил поэкспериментировать с эффектом гипервентиляции. Попросив Андрюху в случае чего подстраховать. Выполнив соответствующие дыхательные упражнения и задержав дыхание, я потерял сознание.
Когда сознание ко мне вернулось, я обнаружил ссадину на лице и отсутствие одного зуба. Неприятное ощущение отсутствия воспоминаний о происшествии заставляло меня приставать к Андрюхе с расспросами. Мне казалось, что с момента эксперимента прошло часа два. За это время должно было произойти много разных событий. Но Андрюха разубеждал меня рассказывая, что я просто упал и пошёл с ним вдоль улицы как ни в чём не бывало. А ещё я уже четвёртый раз спрашиваю его "что было после моего падения"
Ссадина на лице пропала за пару недель, а на месте потерянного зуба проклюнулся новый. Видимо потерянный зуб был молочным. После этого я решил больше не экспериментировать с гипервентиляцией, так как это может сильно отразиться на собственном здоровье. На этот раз обошлось малой кровью.

Зимняя забава «Человек-молния»

Каждый житель Советского Союза знает о том, что такое шапка-ушанка. Это такой зимний головной убор, сшитый их натурального меха. Обычно использовался мех зайцев или кроликов. Срок службы ушанок был небольшой - не более 3 лет. После чего мех начинал сыпаться, а шапка теряла свою форму.
Дабы не отморозить уши и голову, каждый был заинтересован в сохранности шапки, пока идут уроки. По этому все клали шапку к себе в портфель, а не оставлял в раздевалке.
В пятом классе мало кто бегал по школьным коридорам - появились новые забавы.
Все ученики носили школьную форму сшитую из крепкого полушерстяного материала, которая позволяла на практике проверить опыт с электростатическим электричеством.
Для опыта- шалости нужно было повернуться спиной к напарнику с шапкой. Ушанкой несколько раз били по спине (не больно) так, что на ученике образовывался статический заряд.
Теперь ученик становился ходячей мини-молнией, которая срабатывает прикоснувшись к открытой части тела ни о чём неподозревающего ученика.
Ожидание в коридоре становилось весьма весёлым, для тех кому было известно о ходячем человеке-молнии.
Каждый проходящий, подвергшийся контакту с "человеком-молнией" получал электрический разряд такой силы, что его было слышно, а искру можно было видеть невооружённым взглядом. Причём "человек-молния" получал такой же разряд, но был к нему психологически готов.



Определение высокорангового самца

В 5 классе критерием построения на уроках физкультуры был рост. Однако был ещё и неформальный признак ранжирования.
Он характеризовался фразой: "дам - не дам!" Что означало кто сильнее. Кто кого сможет побить - дать в лицо кулаком.
Но любое заявление необходимо было подтвердить на практике. Особенно в спорной ситуации.
Для этого после уроков мальчишки собирались в школьном парке и устраивали бои. Перед боем оговаривались правила. Как правило бой прекращался с первой кровью. Чья кровь пролита, тот и побеждён - он занимал в воображаемом ряду место, в соответствии со своим рангом.
Перед дракой ребята сначала пытались разозлиться друг на друга и обзывались для разогрева и запала. А затем происходила потасовка. Иногда с синяками под глазом, иногда с разбитой губой или бровью.
Я в подобных боях участия не принимал. Видимо мой рейтинг был слишком низким. Но я и не настаивал, хотя считал себя середняком.

Откровенные рисунки

Среди печатной продукции, доступной в 1985 году были самодельные фотографические отпечатки - обычно церковные календари, кумиры зарубежной эстрады или эротические изображения.
Избыток гормонов, желание пошалить, похулиганить у каждого в пятом классе проявляется по-разному.
Со мной был следующий эпизод, связанный с моими художественными наклонностями.
В свободную минуту на тетрадном листочке я нарисовал обнажённую женскую фигуру в весьма фривольной позе. Показал соседу с другой парты этот листок, чтобы хоть как то скрасить скуку, возникшую на уроке. Однако я не ожидал, что это изображение вызовет такой ажиотаж. Поняв, что там нарисовано мальчишки с соседних парт чуть ли не начали драться, пытаясь заполучить его. Такое поведение не прошло незамеченным для учительницы. Она забрала листок и ознакомилась с его содержанием...
В тот момент я чувствовал себя очень неуютно и стыдно. А самое главное об этом узнали девочки.
А мальчишки после урока стали приставать с просьбами нарисовать ещё картинки соответствующего содержания. Однако я решил, что репутацию автора подобных иллюстраций иметь не хочу.

О любви

Уже в средних классах тема любви и взаимоотношений не проходит стороной ни кого. Гормоны бушуют, организм требует выброса эмоций...
Нравилась мне Юлька. Когда она оказывалась недалеко у меня аж дух перехватывало. Сердце начинало колотиться вдвое чаще, а язык заплетался. Я очень стеснялся признаться в своих чувствах. Но думаю, что со стороны и так было всё видно. Мои комплексы и робость продолжались довольно продолжительное время. Я стал интересоваться темой взаимоотношений между мужчиной и женщиной и пришёл к выводу, что у меня самая настоящая платоническая любовь.
Однако это не помешало вырезать Юлькину фотографию из общего снимка класса и любоваться ею, оставаясь наедине.
Позже я задавался вопросом почему именно к Юльке я испытывал такое влечение, ведь в классе были девочки красивее и успешнее.
Думаю, что причиной явилась давнишняя история.
В третьем классе, я как обычно что то натворил и Татьяна Георгиевна стала отчитывать меня перед всем классом. Но одно дело указать на ошибки, а другое дело сделать выводы и принять соответствующее решение. Она долго мучила весь класс вопросом как меня наказать. Были предложения поставить двойку по поведению, вызвать родителей к директору, и самое страшное - исключить из пионеров...
Пока, наконец Юлька не предложила самый лучший способ: "понять и простить".
В тот момент я вообще не предполагал, что существует такой вариант. Для меня это было лучиком света в царстве экзекуций. С тех пор я по-особому относился к Юльке. А когда стал взрослеть это выросло в стойкую эмоциональную зависимость.

Стояк на физкультуре

Во время физкультуры мальчики и девочки нашей школы занимались одновременно. Начиная с 5-6 класса, а далее острее и острее возникали неловкие ситуации связанные с половым взрослением.
Избыток гормонов приводил к лёгкой возбудимости у мальчиков, которая при созерцании девочек в коротких шортиках и белых футболках приводила к стойкой эрекции.
Как тут заниматься физкультурой, когда перед тобой бегут девчонки и на каждом повороте видно как колышется их грудь.
В этом возрасте ни кто не в состоянии контролировать своё возбуждение. А тут ещё и возможность рассматривать фигуры-фактуры во время выполнения упражнений или нормативов. Одни только прыжки со скакалкой чего стоят... А контактные спортивные игры, где нет нет, да и зацепишь кого-нибудь из девочек рукой за грудь. Не специально. Но реакция не замедлит себя ждать. Ходишь потом оставшуюся часть уроков не зная как спрятать свой инструмент, чтобы ни кто не видел этого.

Стереометрия

Этот предмет изучали в 8 классе. Воображение у меня хорошее, по этому запомнив несколько нехитрых теорем о подобиях фигур и несколько формул, я легко решал задачи. Отсутствие задач, которые вызвали бы у меня затруднения привели к тому, что я большую часть урока шалил. Выражалось это в раздражении учителя различными звуками.
Например сломанный колпачок от ручки под двигающейся ногой издаёт громкие стрекочущие звуки. Эти звуки могут любого выйти из равновесия. Но интересно было вывести из себя именно эту учительницу. Связано это было с тем, что предмет, который она преподавала был изучен ей недостаточно. А задачи по стереометрии я решал лучше неё.
Один раз она дала задание в надежде, что пока все будут решать, она сможет заняться другими делами, но увидев что я не поспешил заняться вычислениями обратилась ко мне.
- ты не знаешь как решать эту задачу?
- знаю, но мне не интересно.
- это довольно сложная задача и решается она в 8 действий.
- я знаю как решить эту задачу в 6 действий, мне остаётся только провести вычисления, которые сделаю за 3 минуты.
- этого не может быть! Эта задача имеет только одно решение и только в 8 действий.
-я могу решить эту задачу тремя способами, один способ с 6 действиями и два с 7.
-давайте посмотрим на то как вы заблуждаетесь у доски. Выходите решать.
Я недолго думая вышел к доске, в то время как весь класс зароптал, предрекая мой провал. Однако я быстренько расписал два решения - в 6 действий, и в 7 действий.
Учительница вынуждена была показать вариант решения в 8 действий, на что я победно объявил: если задачу можно решить несколькими способами, я выбираю самый короткий!
Тогда она мне снизила оценку на балл за плохое поведение.

Страх

Разница в возрасте на 2 года слишком большая, когда тебе 8 лет...
Вернувшись со школы, я занимался обычными для того времени делами. Неожиданный звонок во входную дверь заставил оторваться от них.
В дверной глазок я увидел двоих ребят, которых знал в лицо. Они относились к числу хулиганистых учеников нашей школы.
Их целью было проникновение в квартиру, находящуюся этажом ниже. Яко бы у их знакомого из этой квартиры сломался замок и они хотят открыть его изнутри. Для этого необходимо спуститься по пожарной лестнице.
Они объяснили свои мотивы и начали требовать открыть входную дверь и пропустить на лоджию.
Я понимал, что в этой ситуации есть какой-то подвох, но не мог уловить его. Всячески отговаривался: что на люке стоит тяжёлый бачок с квашеной капустой, что люк тяжело открывается... Однако энтузиазм и уверенная наглость с которой они требовали открыть им дверь преобладали над моим разумом. Я искренне боялся, что эти двое могут просто из вредность разодрать обивку дверей и поджечь набивку. Я как ответственный во время отсутствия родителей побоялся и пропустил их на балкон.
При этом я не смог проконтролировать действия обоих ребят и некоторое время один из них был вне поля зрения. Когда мы оказались на лоджии, на крышке люка стоял бачок с квашеной капустой. Причём папа для его термоизоляции использовал пенопласт.
Не в силах поднять тяжёлый бачок, ребята попытались сдвинуть его. Но это получилось не очень хорошо, в результате чего часть пенопласта была повреждена и сломана. После долгих попыток люк всё же стал доступен для обзора, однако открыть его всё равно не получилось. То ли сил не хватило, то ли люк был заблокирован изнутри...
На том и закончилось. Огорчённые ребята развернулись и ушли.
Когда папа пришёл с работы, я рассказал ему о происшествии. Он только немного огорчился.
Позже выяснилось, что под нами живёт семья в которой есть ребёнок на год младше меня - девочка...
Я понял, что не лишним будет знать своих соседей. А белые катышки пенопласта долго ещё встречались на полу лоджии, напоминая мне, о том, как я не смог справиться со страхом.

Малиновка

Было в пионерском лагере "секретное" место, о котором все знали. Располагалось оно на окраине территории возле речки. Из-за близости с водой было оно сильно заболочено и хаотично заросло ивой и крушиной. Добраться в дальние уголки этих зарослей было затруднительно, но кому нужно, пролазили. Называлось это место "малиновка". И пользовалось сомнительной славой, куда ребята убегали с глаз долой - покурить.
Я наивно полагал, что название этого места связано с птицей - малиновкой, так как певчие птицы водились там в изобилии. Однако на самом деле название связано с воровской малиной - злачное место, где собираются сомнительные личности.
Ребята, которые только начинали курить, собирались там и делились первыми впечатлениями.
Мне тоже довелось побывать в малиновке, где был просто за компанию со своим одноклассником. Мальчишка, который просто так стоял, вызывал недоумение у окружающих, по этому меня уговорили тоже покурить. Когда я впервые закурил за мной пристально наблюдали, ожидая естественной реакции организма - кашля. Но кашля не было. Это вызвало удивление и меня попросили сделать глубокую затяжку. Но и после глубокой затяжки кашля не было, от чего все дружно решили, что я на самом деле уже курил, но скрывал этот факт.
Действительно, знакомство с табаком имел я раньше, но не курил п привычном смысле этого слова.
Было мне лет 5. Папа курил. Естественно мне было любопытно. Чтобы удовлетворить моё любопытство, он протянул и сказал, что нужно вдохнуть через сигарету. Я так и сделал. Мне не понравился вкус и неприятное щекотание в горле. Любопытство было удовлетворено.
С тех пор сигаретами не интересовался.
Те из ребят, которые умудрились приобрести зависимость при отсутствии сигарет страдали и если не удавалось раздобыть их, курили всякую дрянь:
недокуренные бычки, сушёные листья... Хотя возможно они лишь подражали своим родителям.

Зенит

В шестом классе у меня появилось большое желание иметь свой фотоаппарат. Везде где я оказывался, моё воображение рисовало красивые композиции. Мне очень хотелось зафиксировать их, чтобы делиться с окружающими увиденной красотой окружающего мира.
Жужжание родителям о том, что мне нужен фотоаппарат дало плоды. На день рождения мне подарили дешевый фотоаппарат Смена 8М. Для получения базовых знаний меня проводили к знакомому, который в течение часа объяснил основы фотодела.
Далее я прибрёл две книжки, из которых узнал как о процессе съёмки, так и о технологии изготовлении фотографий.
Мне выделили место в кладовке, где я мог закрыться от источников света и заряжать фотоаппарат фотоплёнкой, а позже печатать фотографии.
Модели для освоения основных приёмов у меня не было. Пришлось сосредоточиться на коте, цветах на подоконнике и журналах. Уже через несколько месяцев у меня появился фотоувеличитель, приспособы для проявки-печати... И первые фотографии.
Возможности фотоаппарата были скромными, по этому я решил накопить на хороший фотоаппарат. Однако денежная сумма 100 рублей была слишком большая и я решил заработать. В летние каникулы после 7 класса я не поехал в пионерский лагерь. Папа устроил меня на ДОК-6 в соседний цех, где в мои обязанности входило изготовление элементов для деревянных ящиков для керамкомбината. Ящики для керамической плитки.
Целый месяц я забивал гвозди, сколачивая деревянные рейки по шаблону. Рассчитывал на получение премии, которая должна была быть, если цех выполнит план. С раннего утра до обеда и с обеда до конца рабочего дня не теряя ни минуты набивал свои трудовые мозоли. Мозоли были вполне реальными и многочисленными. Что-то пошло не так и в день зарплаты я получил около 70 рублей. Позже сказали, что цех перевыполнил план на 20 %, однако весь комбинат не выполнил план. Сложил я все свои сбережения, заработок и родители добавили. Зенит-ЕТ приобрёл в магазине "Юпитер" на Новом арбате. Счастью не было предела. Зеркалка со съёмным объективом, встроенным фотоэкспанометром, фокусировкой по матовому экрану и с функцией 12-ти секундной задержки съёмки.
Верой и правдой служил он мне много лет. Даже когда появились импортные мыльницы с цветной плёнкой, я отдавал предпочтение Зениту
. Больших успехов в плёночной съёмке я не достиг, и снимал в основном портреты в репортажных условиях. Снимки, сделанные мной в период обучения в техникуме, в свободное время, в колхозе, в армии стали единственным источником памяти о том времени. Навыки, полученные в это время помогли мне в дальнейшем. В том числе понимание принципов композиции, экспозиции и художественного замысла в цифре и постобработке.
В начале 2016г., когда я понял, что снимать Зенитом уже не буду, а продать его ещё можно - продал его за полторы тысячи рублей через Интернет.

S-M-studio.ru, Copyright © 2018
Перепечатка и использование материалов разрешается только с обязательной активной ссылкой на сайт.
PR-CY.ru          8(915)3535723